Познавательная экскурсия в «Музей русского быта» с.Мироново
Программа экскурсии:
— История села и быта наших предков.
— Показ фрагмента обрядового праздника.
— Мастер-класс по народной кукле, играм, танцам.
— Чаепитие с домашними пирогами.
— Сувенирная лавка.
— Катание на лошади.
Экскурсия входит в тур выходного дня:
1 день:
1. Проезд до гостинично-ресторанного комплекса «Усадьба» (возможен трансфер). Размещение туристов в одно-двухместных номерах комфортабельной гостиницы скандинавского стиля, обед в ресторане.
2. Проезд до села Мироново.
3. 2-х – 4-х часовая экскурсия.
4. Возвращение в гостиницу, ужин в ресторане, свободное время.
2 день:
1. Завтрак, отъезд или (по желанию клиента) выезд по другим маршрутам ГРК «Усадьба».
Стоимость тура просчитывается индивидуально с учетом проезда (или без него), проживание с включенным завтраком в зависимости от времени пребывания, экскурсионное обслуживание.
Контактный телефон 8-922-149-15-10 (Лидия)
Село Мироново, расположенное на левом берегу реки Реж — одно из самых живописных населенных пунктов Артемовского района и знаменито оно не только природными красотами, но и богатым историческим прошлым. Очевидно, что и первопоселенцы, выбирая место для обустройства своего поселения, не могли пройти мимо этих красот. Так в Аромашевской слободе, более трех с половиной веков назад возникла деревня, основанная братьями Мироновыми — Оксанком, Фетькой да Ивашком.
… И помолясь, не изводясь на речи,
Избу срубили. а отсюда род
Мироновский, работный, без изгалья
В той стародавней глубине веков
Вполне приличное сельцо подняли
Всего-то трое русских мужиков.
Жили первопосенцы небедно. Но при набеге башкир в 1662-63гг. хозяйству был нанесен большой урон. В челобитной царю они пишут: «Приезжали из поля воинские люди башкирцы и татары и наше. сирот ваших, деревнишко разорили до конца, и дворишки наши пожгли, и животишко пограбили, а скотишко отогнали все без остатку, и матерь нашу, сирот Ваших Васкину и Трифонову, Овдотью взяли татары в полон, и братьей, государи, наших Игнатия да Лариона Мироновых убили ж, да убили Парфена Мантурова.»
После того, как башкиры были побиты и отошли, деревня возрождается. Первая церковь построена в 1759 году, деревня становится селом. Село считалось зажиточным, здесь жили не только хлебопашцы и скотоводы, но и кузнецы, ткачи, кожевники, имелось производство кирпичей и извести, а по Режу располагались две мельницы.
Духовная жизнь села- церкви, ее служителей и прихожан имеет также большую историю, с ее трагическим завершением в 1918году. Через 90 лет село начинает возрождать с помощью благотворителей из г.Екатеринбурга свою святыню – Храм во имя Георгия Победоносца.
Высится Храм на самом высоком месте села(лобном, как говорили раньше или на Красной горке). Здесь же были построены церковно-приходская школа, земское училище (средняя школа), волостная управа (сельский клуб-музей). Это место со времени основания села и по сегодняшний день является центром духовной жизни села.
Вся история села, учреждений, человеческих судеб селян хранится в сельском музее.
Уютный небольшой ДК. Старинный дом с кирпичным ладом,
Из тех, что ставлен на века, он ностальгировал слегка
По стародавнему укладу…
Идея в воздухе витала, святая в простоте своей:
Среди вселенского развала создать в деревне Клуб-музей.
Такой, чтоб со времен Мирона и по сей день,
За годом год, все охватил, и неуклонно
Благим путем шагал вперед!..
Историческое здание бывшей волостной управы – самое подходящее место для местных раритетов. Открытие музея было посвящено 60-летию Победы. Несколько экспозиций о вкладе мироновцев в Победу стали отправной точкой большой работы по сбору и формированию исторического материала. Надо сказать, что работа строилась на одном энтузиазме коллектива, без финансовой и методической поддержки. Начали эту работу и продолжают до сих пор – директор клуба-музея Самочернова Наталья Геннадьевна, по специальности- воспитатель дошкольного учреждения, руководитель Понарина Людмила Павловна – учитель русского языка и литературы. Затем подключились методист клуба Ахметзянова Елена Николаевна, участники фольклорной группы «Берегиня», односельчане.
Старушки сундуки открыли,
Порою со слезой в глазах,
Иконы древние в руках несли
И от души дарили то,
Что истлело бы во прах
Под вековым наростом пыли.
Очень активно взялись помогать бывшие жители села, приезжая на родину из разных мест, они несли в музей документы родителей, старинную утварь и другое, с желанием сохранить память о своем роде.
А дальше дело ходко шло. В ДК тянулось все село:
Упало с возу – не пропало, и бывший вроде бы утиль,
Музею положил начало,
Мечту людей впечатав в быль!
За пять лет бесплатно было собрано более тысячи экспонатов, которые были расформированы по разделам.
1.…Вот зал «История села». Она то время донесла
Как беднота в колхоз пошла. И оседлав стальных коней,
Снимала урожай с полей…
Как школа ширилась, росла…
Но все нарушила война. На бой звала сынов страна.
В досадной смене вех и мнений запомни эти имена!
История всегда права: Из поколенья в поколенье
Иван, не помнящий родства, не вызывает уваженья.
От века славен тот народ, который память предков чтет!
2. «Орудия труда и предметы крестьянского ремесла»
Здесь можно узнать о том, как ловко наши предки мастерили «долбленки» из целого ствола дерева и искусно работали с его корой, а в ступке перетирали зерна( как оказалось – не кофейные), чтобы каши и кисели из круп быстрее разваривались, и чтобы угли в паровом утюге не затухали надо его время от времени раскачивать из стороны в сторону, и как женщины, не имея таких важных на сегодня помощников, как стиральная машина, умудрялись чисто перестирывать одежду всей семьи. Об этом и о других тонкостях и женских «хитростях» в ведении хозяйства, мы узнаем в этом и следующем разделах.
3. «Прялка, нитка и игла – основа женского труда»
Оказывается, с пяти лет девочке вручали маленькую прялку и обучали прядению, а затем и ткачеству. От качества этого ремесла и мастерства зависело то, как тепло и красиво будет одета вся будущая семья девочки. И сначала играючи, а затем осознанно она готовила себе приданное, для дальнейшей взрослой жизни.
Здесь же в витринах мы видим образцы «самотканок» – «крашенины» и беленых холстин.
Знакомясь с жизнью и трудом предков мы постигаем и народную мудрость. Действительно, как безграмотный мужик придумывал то, до чего мы не можем додуматься! Как изготовить подойник, чтобы молоко из него выливалось процеженным? Как слить квас из корчаги-«дыроватки», не надрывая свой живот?
Зачем рубахи шили с косым воротом? Почему на старинных фото мы часто видим детей с босыми ногами ? Сможем ли мы сами ответить на эти вопросы? Если нет, то за ответом – в музей!
4. «Горница»
Это самый большой, по занимаемой площади и по наполнению, раздел. Здесь собраны мебель, предметы деревенского быта, характерные для 40-60-х годов прошлого века. Здесь мы узнаем и о том как идеология меняет быт человека. Оказывается, в «красном углу» раньше располагался символ духовности – иконостас с ликами святых, а в советское время в этом же углу – символ материального благополучия – посудный шкаф-горка. И модными были горки подушек, горки сундуков, горки слоников (на счастье)…Не знали наши прабабушки английского слова «пэчворк», но искусно сшивали старые лоскутки один с другим, превращая их в «эксклюзивные» одеяла и покрывала. За каждым предметом и вещью скрывается история всего народа и отдельного человека. Ни чем не приметная вышивка «Девушка с кувшином», да еще в подрамнике, ведь раньше крепили их в простенки за «ушки» гвоздиками. Оказывается эта вещь в годы гитлеровской оккупации Белоруссии была схоронена в землю, вместе с другим скарбом, а затем после войны снова висела в доме своего хозяина, и лишь недавно эту вышивку передали в музей, как память о войне. Вот и история — страны, его народа, и отдельной вещи и ее хозяина!
Мироновский клуб-музей собирает не только старинные вещи и предметы. Коллектив и его помощники – фольклорная группа «Берегиня», изучают старинные традиции и обряды и показывают их на своей сцене. В творческой копилке коллектива обряды:
— «Красная горка. Провожание невесты»,
— «Егорьев день»,
— «Капустные посиделки. Девишник»,
— « Параскева – грязнуха»,
— «Рождество»,
— « Масленица».
Все эти программы сопровождаются пением старинных, игровых, обрядовых песен, хороводами, народными играми.
В клубе-музее проводятся мастер классы по народной игрушке и обрядовой кукле. Как показала практика – и детям и взрослым интересно соприкоснуться с культурой и обычаями своих предков, все с удовольствием делают кукол – десятиручек, капустниц, берегинь и других.
Вся программа длится 2часа, все время ее сопровождают участницы фольклорной группы «Берегиня» — они поют величальные песни гостям при встрече и подают хлеб-соль, как символ радушия и гостеприимства.
Тута люди живут, тут богатые живут, здравствуйте, здравствуйте!
Тут богатые живут, тут по многу подают, здравствуйте, здравствуйте!
Провожают гостей также песней :
Ой пора, да ой пора, да всем гостечкам со двора!
И приглашают на новые встречи:
Приходите! Приходите! Приходите к нам на праздник опять!
Все музейные программы заканчиваются чаепитием с домашней выпечкой.